|
Чтобы ваш ребенок был успешным
|
|
Давно известно, как разрушительно действует на любого человека внушение ему низкой самооценки. Чаше всего такая самооценка закладывается в подсознание человека в детстве в результате постоянного давления на ребенка со стороны сверхопекающих, не доверяющих ему родителей.
Авторитарная «педагогика» понижает самооценку детей и программирует в жизнь ущербных, нетворческих, неспособных любить, эгоистичных и несчастных людей. Самооценка человека - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Человек, чья самооценка высокая (не завышенная!), создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви... Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Дети с адекватной самооценкой, как правило, открытые, общительные, легко принимают на себя разные игровые роли. Они активны, любознательны и непосредственны. Ощущение собственной ценности может сформироваться только в атмосфере такой семьи (страны, общества, рабочего коллектива, школы), где принимаются любые индивидуальные различия, где общение откровенно и доверительно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы. Способность к обучаемости обязательно предполагает высокую самооценку и веру в свои силы учащегося. Желание учиться - это желание повышать самооценку. Нежелание учиться - нежелание повышать самооценку. Таким образом, если ребенок плохо учится, может быть, причина лежит в его ужасно низкой самооценке, в грубом, тоталитарном, подавляющем поведении родителей.
Как повысить самооценку ребенка?
• Принимайте ребенка таким, какой он есть.
• В ваших словах, жестах, интонациях, тембре голоса, в прикосновениях и действиях заложены сообщения о ценности малыша. Если родители только выражают сомнение в качественности поступка, это уже означает, что они выражают сомнение в способности ребенка совершать правильные честные действия. И одно это понижает самооценку! Малыш формирует свою самооценку в основном в первые 5-6 лет. Потом он идет в школу и дальше начинает формировать самооценку там. Но роль семьи по прежнему остается очень важной! Для ребенка с низкой самооценкой достаточно одной маленькой промашки, чтобы зачеркнуть все его предыдущие успехи.
• Наказание ставит самооценку ребенка под вопрос! Всякое насилие резко понижает самооценку. В систематическом унижении прав личности в Советском Союзе (от школы и семьи до армии и работы) - причина того, что по числу алкоголиков Россия далеко обогнала все страны мира в XX веке.
• Искренне радуйтесь каждому успеху малыша. Ваше отношение вселяет в него уверенность и стимулирует к новым достижениям. Учите от души радоваться успехам других.
• Давайте ребенку посильные поручения. Малыши любят чувствовать себя полезными и умелыми. Уважайте труд ребенка, позвольте ему закончить начатое дело. И не стремитесь в хозяйственном порыве отправлять шедевр юного гения в мусор.
• Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
• Сравнение ребенка с другими детьми недопустимо, так как оно порождает обиды и зависть. Пусть ориентиром будут те изменения, тот прогресс, который вы наблюдаете в своем ребенке. Сравнивайте его с самим собой - с тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра.
• Учитывайте реальные возможности малыша и не требуйте большего.
• Рассказывайте ребенку о своих победах и неудачах. Анализируйте вместе с ним свои возможности и полученные результаты. Дети должны видеть, что в жизни есть место и для успехов, и для поражений. Главное - научиться делать правильные выводы.
• Излишняя опека также вредит формированию адекватных представлений о себе, как и попустительское отношение. У ребенка, защищенного от любых неблагоприятных последствий своего поведения, нет необходимости в развитии внутренних механизмов, способных удержать его от плохих поступков.
Без сомнения, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен в жизни и оценивал себя по достоинству. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, мог легко адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление Дети с заниженной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. И только тактичные и психологически грамотное поведение взрослых (родителей и воспитателей) поможет малышу выбраться из этой паутины. И тогда копуша-созерцатель может стать философом - мыслителем, чувствительный плакса — поэтом, а первый драчун — защитником «всех угнетенных». Чувство психологической защищенности и безопасности, здоровая семейная атмосфера: стремление понять, ободрить, поддержать ребенка, искренняя теплота и участие — вот из чего складывается позитивная самооценка. Как видим, формирование самооценки есть для детей не ко важным этапом развития личности, но и основой будущих побед и возможных неудач. Самое главное - вовремя внести коррективы в воспитательный процесс.
|
|
|