|
Здоровьеформирующие образовательные среды и образование
|
|
Предметом здоровьеформирующей образовательной среды является образ жизни, способы измерения, сохранения и укрепления здоровья. Дидактическими целями являются получение знаний об этом предмете и практических навыков оздоровления. Педагогической целью являются воспитание стойкой установки на первостепенную ценность здоровья и здоровый образ жизни, то есть изменение мировоззрения. Для достижения этих непростых целей предлагается реализовать идеи С. Пейперта в виде специальной компьютерной медикопедагогической среды. Для создания такой среды в школе необходимо иметь:
o кабинет здорового образа жизни, оборудованный аппаратно-программным комплексом (АПК) "Интегральный показатель здоровья" (ValeoTest 1.2), который обеспечивает возможность мониторинга здоровья;
o детского школьного врача, который владеет навыками работы с АПК и которому органами здравоохранения предписано выполнять все необходимые действия по оздоровлению школьников (мониторинг здоровья, контроль за санитарным состоянием школы, контроль выполнения санитарных требований к организации учебного процесса, питания, занятий физкультурой);
o преподавателя по учебному курсу "Здоровое поколение" на базе АПК, владеющего не только знаниями в объеме курса и навыками работы с АПК, но и методикой организации креативного учебного процесса, объединяющего врача, психолога, родителей и учеников в решении практических задач контроля и укрепления здоровья.
Главное отличие креативного учебного курса в том, что основная часть знаний не сообщается ученикам в готовом виде, а добывается учениками в процессе выполнения соответствующих (личнозначимых) заданий по решению практических проблем, в диалоге с учителем или информационной моделью, причем вопросы ставит сам ученик. Преподаватели и медики при этом занимаются решением аналогичных проблем. Ни один результат исследования при этом не является неверным - любой результат является лишь одним из вариантов решения. Поэтому учитель не ставит оценок, а лишь хвалит за достижения. Задания можно выполнять в условиях сотрудничества или соревнования. Основными педагогическими приемами являются показ на примере и совет попробовать сделать по-другому, по-экспериментировать. Мощным средством получения учеником требуемых сведений может быть также поиск их в сети Интернет.
Информационное наполнение учебного курса должно содержать базу типовых заданий по всем темам курса (необходимо иметь машинный и безмашинный варианты).
Все подразделы программы курса целесообразно разделить на несколько типов:
o информационный - содержащий краткие пояснения проблемы и терминологии;
o операционный - требующий точного выполнения действий по известному алгоритму;
o имитационный - содержащий некоторую модель, приспособленную для исследования соответствующего фрагмента предметной области методом проверки гипотез.
Результатом выполнения учениками операционных разделов должно быть умение выполнить конкретные действия, перечисленные в программе курса. Работа учеников с имитационными разделами должна помочь им понять механизмы действия фрагмента предметной области (работа отдельных подсистем, органов или организма в целом при заданных условиях, влияние условий существования или оздоровительных усилий).
В данной среде педагоги могут также наблюдать влияние изменений вида учебного процесса (здоровьесберегающих образовательных технологий) на здоровье учеников, медики - результаты применения здоровьесберегающих медицинских технологий, например, активационной профилактики, фитотерапии, прививок и т.п. Но главное - эта среда помогает ученикам приобрести стойкую установку на здоровый образ жизни.
Для успешного формирования установок на здоровый образ жизни очень важно работать и с детьми, и с их родителями. Причем, они должны быть помещены в соответствующую здоровьеформирующую среду, включающую как, например, спортивные, туристские или иные неформальные объединения по интересам, где каждый из них имел бы единомышленников своего возраста, так и собственную семью с культом здоровья. С учетом двух принципиально разных возможных путей к здоровью, для сторонников западного пути, имеющих соответствующие материальные возможности, это - платные спортивные клубы и фитнесс-центры, где главным стимулом оздоровления является престижность здоровья и его значение для делового успеха, однако наличие среды единомышленников также играет существенную роль. Родители в таких семьях часто не принимают непосредственного участия в тех же неформальных объединениях вместе с детьми, но их одобрение и интерес очень важны для ребенка.
Для сторонников естественного пути оздоровления главным является разумное использование доступных средств оздоровления, к которым следует отнести спортивные секции, кружки и прочие неформальные объединения по интересам при школах, клубах, молодежных центрах и по месту жительства. Главное в таких объединениях - наличие одного или нескольких энтузиастов, способных заразить своим интересом остальных участников объединения. Основной задачей органов образования и здравоохранения в отношении таких объединений должна быть всемерная поддержка в решении организационных вопросов и просвещение в области передовых педагогических и медицинских здоровьеформирующих технологий. Очень сильным воспитательным элементом в таких неформальных объединениях, особенно на первых порах, является увлеченное участие в них родителей и других уважаемых взрослых. Их наглядный пример, общие радости и огорчения, взаимопомощь являются решающими для создания духа единения, значимости, для душевного комфорта. Это позволяет легко и с удовольствием совершать необходимые усилия и соблюдать разумные самоограничения для достижения уже личнозначимого результата. В г. Рязани есть несколько таких неформальных объединений, успешно действующих уже много лет. Например, спортивный клуб "Бадминтон", объединяющий несколько семей в рамках спортивных занятий на базе одной из школ по месту жительства. В клубе участвуют до трех поколений представителей каждой семьи, причем для младших клуб - с рождения часть их естественной среды обитания. Отсутствие вредных привычек, стремление к движению, закаливанию, отдыху на природе и туризму присущи всем членам этого объединения, - это основу их образа жизни. Другой пример - Центр детского туризма при областном управлении образования, имеющий круглогодичный лагерь "Серебряные пруды" под Рязанью и объединяющий ряд неформальных туристских объединений при школах города и области. Его вроде бы нельзя считать полностью неформальным объединением, однако, по существу, энтузиазм старшего поколения туристов, ведущих за собой молодежь, позволяет сохранить ту самую атмосферу единомыслия, душевного комфорта, которая и определяет эффективность воспитания. Круглый год члены этого объединения, независимо от возраста, проводят тренировки и соревнования, летние и зимние походы, совершенствуют знания и навыки по различным видам туристского мастерства. Исключительно притягательным для подростков оказывается и лагерь "Серебряные пруды", единственное и решающее отличие которого от привычного "пионерского" лишь в том, что взрослые
- сами энтузиасты туризма, спорта и здоровья. Старшие ребята уже тоже ощутили себя соратниками взрослых, а младшим-новичкам, окруженным искренним вниманием взрослых, здесь интересно и комфортно. Это образ жизни с наличием простых и понятных целей, полный движения, общения и отсутствием мелочной опеки. Один из негласных принципов туристов "Делай, что нужно, рассчитывая на собственные силы" - позволяет каждому завоевать уважение окружающих и повысить свою самооценку.
Оснащение внешкольных здоровьеформирующих сред современными компьютерными инструментами объективного контроля за состоянием здоровья позволяет, как показывает практика, дополнительно обучить детей и взрослых приемам грамотного самоконтроля здоровья, повысить их культуру здоровья.
|
|
|