|
Опыт организации школ здоровья в кабинетах ЗОЖ в Рязанской оздоровительной системе.
|
|
Уже более 10 лет в Рязани функционирует кабинет здорового образа жизни .
С 1998 года в Рязанской областной поликлинике, а с 2000 года при Рязанском областном кардиодиспансере.
Инициатор, разработчик и исполнитель основных мероприятий технологии — Архипова Екатерина Петровна, врач-терапевт высшей категории, общий стаж практической работы в первичном звене здравоохранения 36 лет:
25 лет — участковый терапевт городской поликлиники № 14, с 1998г. - врач-терапевт кабинета ЗОЖ ОКП (1998-2000г.г.) и РОККД (с сентября 2000г. и по настоящее время).
Для кабинета разработана образовательная технология профилактики для пациентов (и членов их семьи с хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ) и их факторами риска. Работа в рамках разработанной технологии проводится в двух основных направлениях:
1.Обучение кадров медицинских и немедицинских работников и оказание им методической помощи в проведении пропаганды здорового образа жизни, первичной и вторичной профилактики среди населения.
2.Обучение различных категорий населения грамотному самоконтролю за состоянием своего здоровья и заболеванием. Работа проводится как на индивидуальном, групповом, так и на популяционном уровнях, включая взрослых, детей и подростков, здоровых и больных.
Основную деятельность кабинета ЗОЖ можно разделить на два больших блока:
Технология профилактики направлена на:
1. Сохранение и укрепление здоровья населения Рязанской области, первичную и вторичную профилактику ХНИЗ (социально значимых) и их факторов риска.
2. Повышение качества и эффективности профилактического и лечебного процессов в единой системе регионального здравоохранения.
Основной формой реализации технологии являются школы здоровья для пациентов (и членов их семьи) с хроническими неинфекционными заболеваниями.
Девиз ВОЗ
«Если мы Вас лечим, то помогаем Вам сейчас. Если мы Вас учим, то помогаем Вам всегда»
В настоящее время не вызывает сомнения то, что для эффективного лечения хронических неинфекционных заболеваний пациенты должны во многом взять на себя ответственность за состояние своего здоровья. Для того, чтобы терапия любого заболевания была эффективной, необходимо активное и грамотное участие пациента. А это возможно только в том случае, когда пациент имеет определенный уровень знаний об особенностях своего заболевания, методах лечения, возможностях самоконтроля. Приверженность пациентов к лечению во многом определяет течение и прогноз любого хронического заболевания. Выявлен ряд причин низкой приверженности пациентов лечению. Одной из них является недостаточная информированность о своем заболевании. Оптимальным вариантов повышения информированности пациентов являются образовательные программы, которые в современных условиях реализуются в виде Школ для больных. Терапевтическое обучение больных дает возможность людям с хроническими заболеваниями управлять своей болезнью и добиваться успеха как с лечебной, так и финансовой точек зрения. Доказана высокая эффективность обучения пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями на примере Астма-школ, Школ для больных с артериальной гипертонией и др.
Однако многие медицинские работники имеют недостаточно навыков для проведения такого обучения своих пациентов. Обучение в школах здоровья должно проводиться специально обученными медицинскими работниками, получившими разрешение на проведение образовательной работы с пациентами.
Для организации и эффективной работы Школы здоровья необходимы 4 шага:
1. Методическое обеспечение.
2. Подготовка специалистов.
3. Материальная база.
4. Распоряжение по учреждению.
Цель обучения пациентов в Школах здоровья:
1. Формирование активного, рационального и ответственного отношения пациентов к своему здоровью и мотивации к оздоровлению.
2. Повышение приверженности пациентов к лечению.
3. Формирование умений и навыков самоконтроля, умений коррекции основных поведенческих факторов риска развития и прогрессирования заболевания.
Школы здоровья:
1. Школа здоровья по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний:
2. Школа здоровья по профилактике сахарного диабета.
3. Школа здоровья по профилактике заболеваний позвоночника и суставов.
4. Школа здоровья по профилактике бронхиальной астмы.
|