|
Опыт использования здоровьетворческих технологий в учебном процессе
|
|
Главной целью здоровьеформирующих медико-педагогических технологий является формирование у учащихся понимания здоровья как основной, жизненной ценности, а также прочих личностных установок на здоровый образ жизни. Поскольку состояние здоровья – наиболее убедительный и ценный критерий роста и развития детей, оно должно отслеживаться на протяжении всего процесса обучения.
С целью оценки функциональных резервов и адаптационных возможностей организма нами был использован диагностический программно-аппаратный комплекс «Истоки здоровья». Заложенная в нем программа реализует комплексный подход в оценке состояния висцеральной и психоэмоциональной сфер, условий и образа жизни.
Стандартное исследование включало выполнение тестов, оценивающих физическое (соматическое) здоровье (вариационная кардиоинтервалометрия по Баевскому, тест физических возможностей по Апанасенко, тест зрительно-моторной реакции по Лоскутовой) и психологических тестов (цветометрический тест Люшера, тест самооценки САН, тест тревожности, тест общей реактивности) с последующим определением ряда показателей: общие резервы здоровья (ОРЗ), психологический компонент (ПК), уровень физических возможностей (УФВ), функциональные резервы центральной нервной системы (ФРЦНС), индекс напряжения (ИН) и показатель активности регуляторных систем (ПАРС).
По совокупности результатов тестирования для каждого ученика составлен паспорт здоровья с установлением самого слабого звена в интегральном показателе здоровья. На родительском собрании была организована встреча со специалистами – медиками, где по каждому ученику были выданы рекомендации по профилактике простудных заболеваний, оптимизации здорового образа жизни, рекомендованы коррекционные занятия физической культурой и спортом.
Данное исследование проводится два раза за учебный год, и динамика интегрального показателя здоровья является объективным фактором проводимых здоровьетворческих мероприятий.
Известно, что продолжительность активного внимания учеников начальных классов составляет 15 – 20 минут, после 30 – 35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность, интенсивность работы снижается на 37 %, а качество ее на 50 % при этом половина учащихся начинает отвлекаться от работы. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу.
C этой целью в учебном процессе широко используются физкультурные минутки. Это кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждения утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушения осанки. Важной особенностью этих упражнений в том, что они просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади.
За 5 мин до начала занятий проводится гимнастическая разминка, на 10 и 30 мин от начала урока проводятся физ. минутки, на 20 мин – гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз – это специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз.
Для профилактики простудных заболеваний на первой перемене проводится точечный самомассаж по А. Уманской.
На динамических паузах, которые проводятся после второго и четвертого уроков, проводится дыхательная гимнастика по методу А. Сметанкина для выработки правильного типа (релаксационно – диафрагмального) дыхания.
На уроках русского языка и математики обязательно проводится «пальчиковая» гимнастика для расслабления мышц кистей и развития мелкой моторики рук: выполняются упражнения «мостик», «парашют», «бинокль», которые проводятся параллельно с двигательно - речевыми упражнениями – считалочками. Например: дети массируют пальчики правой руки левой рукой и приговаривают:
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Такие «минутки» заряжают энергией и повышают интерес к предмету.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет достичь:
- для дошкольников и школьников – снижение частоты и продолжительности простудных заболеваний, уменьшение количества аллергических заболеваний (повышение общего иммунного статуса), купирование гиперактивности, улучшение памяти, внимания, улучшение качества письменной и устной речи, повышение успеваемости в целом.
- для педагогов и родителей – поддержание хорошего настроения, спокойствия и уверенности в себе, снятие усталости, переутомления, бессонницы; купирование психоэмоционального дискомфорта; поддержание высокой работоспособности; улучшение качества преподавания и качества жизни в целом.
По итогам первой четверти текущего учебного года 84 % учеников моего класса успевают на «4» и «5». Посещаемость среди постоянного состава учеников - 100 % . Зарегистрировано три случая заболеваний у вновь прибывших в 2006 году.
|