|
К здоровому образу жизни через профессию
|
|
Вполне уместен вопрос: в чем отличие лицея № 159 г. Казани от других учебных заведений?
На наш взгляд, главное отличие заключается в том, что с внедрением новых моделей школ, содействующих здоровью, у лицея появилась возможность свободы действий и, как следствие, ответственность не перед чиновниками, а перед детьми и родителями.
Реализация программы "Образование и здоровье" была бы неполной, если бы роль учителя ограничивалась только организацией здоровьесберегающих мероприятий. Только физически и нравственно здоровый учитель способен стать реальным лидером в процессе оздоровления учащихся.
Администрация лицея с начала основания школы стремилась создать такую атмосферу в трудовом коллективе, которая по возможности сводила бы к минимуму возникновение стрессовых ситуаций. Нервная система учителя находится под постоянным контролем у школьных медиков и психологов (фитотерапия, релаксационные занятия, психологические тренинги). Это направление в работе обеспечивает, на наш взгляд, постепенное снижение количества больничных листов, получаемых нашими учителями, что делает более гармоничным учебный процесс.
Несомненно, здоровый ребенок лучше учится, он благополучен и счастлив, поэтому наш лицей стал создавать систему мер для сохранения и поддержания здоровья детей. Программу так и назвали - "Путь к здоровью".
Очевидно, что на психическое и физическое здоровье подрастающего поколения оказывает влияние огромное количество факторов,
начиная от состояния окружающей среды до психологического микроклимата в учебном заведении.
Возможности по изменению многих из этих факторов лежат за пределами компетенции лицея, однако, по мнению наших педагогов и администрации, любая школа или иное учебное заведение должны приложить максимум усилий для того, чтобы общее физическое и психическое состояние учащихся было бы лучше. Мы прекрасно понимаем, что добиться 100-процентного здоровья школьников практически не возможно, однако целенаправленная и систематическая работа по его укреплению дает положительные результаты. Для нашего учебного заведения эта работа особенно актуальна, поскольку одной из основных задач лицея является допрофессиональная подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов, требования к состоянию здоровья которых всегда остаются достаточно высоки.
Проблема сохранения здоровья детей диктует и выбор новых образовательных программ и педагогических технологий.
Мы изыскали возможность включить в учебный план, кроме уроков физкультуры, такие уроки, как СОЧ, рукопашный бой, ритмика, авто-дело. На каждом уроке проводятся физкультминутки, на третьем уроке - зарядка для глаз по офтальмотренажеру. Программа <Педагогика здоровья В.Н. Касаткина> выполняется на уроках ОБЖ, природоведения, биологии, психологии, экологии.
В 2001/02 учебном году лицей выпустил 150 человек, из которых 20 окончили лицей с медалью. 142 выпускника лицея поступили в высшие учебные заведения, причем 62 из них - по профилю лицея.
Благодаря усилиям и кропотливой работе педагогов в коллективе создан благоприятный психологический климат. Психолог регулярно проводит анонимное тестирование учащихся. В частности, было выявлено, что из 570 участников анкетирования пробовали алкогольные напитки 56 учеников, начинали курить - 32, попробовали
наркотики - 3. На данный момент в лицее нет места наркомании, алкоголизму и курению.
Мы считаем, что формированию здорового образа жизни лицеистов способствуют следующие факторы:
- здоровый микроклимат среды, отсутствие агрессии к лицею, одноклассникам и учителям;
- осознанное отношение к учебе;
- профессиональная ориентация учащихся;
- строгая дисциплина и режим;
- повышенные физические нагрузки;
- формирование правосознания на уроках и во внеурочное время;
- высокий авторитет учителя.
В лицее систематически проводится профилактическая работа, направленная на формирование ЗОЖ. Педагоги переходят от инфор-мирования детей о негативных последствиях курения, употребления алкоголя и наркотиков к психолого-педагогическим технологиям фор-мирования активной психологической защиты, к созданию у детей бережного отношения к своему здоровью. Это касается не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия различным формам наркомании и отклонениям в поведении. Примером такой работы является существующее в лицее ученическое самоуправление <Республика ШкИД >. Эта работа проводится по программам: <Самопознание>, <Я и другие>, <Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний>, <Питание и здоровье>, <Основы личной безопасности и профилактика травматизма>, <Культура потребления медицинских услуг>, <Предупреждение употребления ПАВ>.
Кроме того, организуются <Уроки здоровья>, <Уроки жизненных навыков>, внеклассные мероприятия: КВН, ринги, лектории, ролевые
игры, театральные постановки. Мы с уверенностью можем говорить о высокой результативности такой работы.
Каждый абитуриент лицея проходит психологическое тестирование с целью диагностики личностных качеств и профпригодности. Анализируя результаты тестирования на протяжении всех лет учебы, мы заметили рост культурного уровня учащихся, корректировку их темперамента и положительные перемены в характере. Практически у всех лицеистов возросла работоспособность приблизительно на 2 единицы, эмоциональная лабильность - от 1 до 5 единиц. Несмотря на большие нагрузки, снизилась нервозность от 3 до 1 единицы. При этом уровень притязаний лицеистов возрос от 1 до 4 единиц, что может свидетельствовать о повышении самооценки и росте уверенности в себе.
Изучение результатов различных мониторингов, проведенных нами, позволило выявить следующую тенденцию: на уровень образования
лицеистов оказывает большое влияние их здоровье, посещение ими спортивных секций. Так, самая высокая успеваемость среди учеников 11 классов в прошлом учебном году была в 11 Г. Как оказалось, именно в этом классе самый высокий процент посещаемости спортивных секций - 58 % - самая низкая заболеваемость - 8 %.
Чем активнее класс, тем больше положительных сдвигов в его психологическом портрете. Резко возрастает коммуникативность детей, улучшаются их личностные качества.
Проанализировав данные углубленного медицинского осмотра за 4 года, следует отметить снижение хронической заболеваемости учащихся лицея. Это результат раннего выявления, профилактики и предупреждения заболеваний. Таким образом, на январь 2002 г. 372 ученика имеют первую группу здоровья (28 %, что на 10,2 % выше городских показателей). Вторую группу здоровья имеют 894 учащихся (68,7 % - на уровне городского показателя).
В структуре хронической заболеваемости на первом месте находится нарушение зрения - 57,8 % из 1000 учащихся. Для снижения данной патологии в лицее проводятся следующие мероприятия:
- ежедневная гимнастика для глаз с применением офтальмо-тренажера;
- беседы с родителями и учащимися по гигиене зрения;
- учет остроты зрения при рассаживании детей за парты.
Следующими по распространенности являются заболевания органов пищеварения. 52 учащихся имеют заболевания сердечно-сосудистой системы, большинство из них с функциональной кардиопатией. Эти дети находятся под постоянным наблюдением медработников лицея и поликлиники.
Были выявлены 39 учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 42 учащихся со сколиозом. Дети с нарушением осанки
и I, II степенью сколиоза занимаются в специальных физкультурных группах лицея и группах ЛФК поликлиники.
Все учащиеся лицея распределены по трем физкультурным группам. Из них в основной и подготовительной группах занимаются 1256 учащихся, в 2 специальных - 44 человека. И только 3 учащихся имеют временное освобождение от занятий физкультурой.
Практически невозможно создать школу здорового образа жизни лишь уроками физкультуры по расписанию. Для всех детей являются обязательными и такие уроки, как спортивно-оздоровительные занятия, ритмика, рукопашный бой. Особое внимание уделяется внеурочным занятиям, на которых изучаются азы атлетической и художественной гимнастики, элементы бального танца.
Необходимой составляющей физического воспитания школьников является определение уровня физического состояния и физической подготовки. С целью активизации физкультурно-оздоровительной деятельности и контроля за физическим состоянием учащихся 2 раза в год проводятся тесты здоровья, в которые входят такие показатели, как бег, подтягивание, прыжки в длину, с места и т. д.
Итоги за 3 года говорят о динамике роста таких показателей, как бег и подтягивание среди юношей. Если в 2000 году нормативы по бегу выполнили среди 10-11 классов 460 учащихся из 570, в 2001 году -498 учащихся, то в 2002 году с нормативами справились все учащиеся.
Еще одним немаловажным показателем результативности работы является то, что по примеру нашего лицея во всех районах города и многих городах республики были открыты милицейские классы, поскольку подобная форма обучения и воспитания подростков оказалась перспективной.
Самая острая проблема на сегодняшний момент - это бездуховность подрастающего поколения, отсутствие принципов, системы идеалов. Задача нашего лицея и состоит в том, чтобы из его стен выходили нравственно здоровые юноши и девушки с хорошо развитым чувством долга и патриотизма.
|