Продолжая разговор о здоровом образе жизни как непременном условии сохранения и укрепления здоровья, попробуем очертить круг вопросов, связанных с практикой здорового образа жизни.
Когда легче всего прививается здоровый образ жизни, здоровые привычки – очевидно, в очень раннем возрасте и именно в период развития организма, в детстве и юности, они наиболее сильно способствуют созданию фундамента здоровья на всю жизнь.
Что понимается под здоровым образом жизни – нормальный режим труда и отдыха, достаточная физическая активность, полноценное и умеренное питание, положительные эмоции и хорошая экология? Действительно, все перечисленное может быть частью здорового образа жизни конкретного человека, но приемлемый диапазон этих и других условий здорового существования совершенно индивидуален, его можно определить по степени напряжения механизмов адаптации организма к индивидуальным условиям жизни.
Как выяснить, какой из факторов образа жизни является для конкретного человека наиболее неблагоприятным, что нужно менять в первую очередь? Здесь поможет синхронный мониторинг параметров здоровья и факторов окружения.
Понятно, что просто призывы заниматься физкультурой и не переедать не увеличат количество приверженцев здорового образа жизни и принесут немного пользы здоровью конкретного человека. Для вовлечения людей в регулярную работу по самооздоровлению необходимы долгие грамотные усилия педагогов, медиков, руководителей образования и здравоохранения, постоянное целевое финансирование. В целом для решения проблемы оздоровления населения региона нужна региональная программа управления индивидуальным здоровьем. Реализация такой программы должна опираться на современные информационные технологии, на инструментальное и методическое обеспечение профессиональной деятельности всех участников программы.
Разработкой таких средств уже несколько лет занимается Рязанское предприятие ООО «Центр медицинской профилактики «Истоки здоровья» совместно с ведущими учеными России и Рязанской области. Разработки Центра по диагностике резервов здоровья человека успешно внедрены в ряде учебных заведений, оздоровительных центров и врачебно-физкультурных диспансеров Москвы, С-Петербурга, Н-Новгорода, Казани, Новосибирска, Харькова, Новороссийска, Рязани и других городов России, однако пока в образовательных учреждениях их слишком мало.
Авторский коллектив в составе опытных и известных рязанских специалистов в области физического воспитания, функциональной диагностики, спортивной медицины, психологии, а также разработчиков аппаратно-программного комплекса «Истоки здоровья» предлагает всем заинтересованным людям сотрудничество в целях внедрения проекта сохранения здоровья учащейся молодежи в образовательных учреждениях.
Наши предложения состоят в создании методического и инструментального обеспечения эффективной региональной системы управления здоровьем учащихся на основе:
- массовой скрининговой диагностики функциональных резервов здоровья учащихся и ведения «паспорта здоровья» каждого учащегося;
- индивидуализации оздоровительных мероприятий, а также физических нагрузок во время занятий физкультурой с учетом конституциональных особенностей и функционального состояния учащегося;
- накопления данных в единой базе и предоставления руководителям всех уровней статистических отчетов о здоровье учащихся в регионе в произвольном срезе;
- использования инструментального и методического обеспечения педагогами и учащимися в учебных заведениях в качестве эффективного учебного средства, повышающего мотивацию к изучению и укреплению собственного здоровья.
Реализация данного проекта позволит на практике реализовать эффективное управление индивидуальным здоровьем, поможет руководителям образовательных учреждений более обоснованно вкладывать выделяемые бюджетные средства на повышение уровня здоровья учащихся.
Авторский коллектив:
Баландин Ю.П. – директор ЦМП «Истоки здоровья», к.т.н..
Генералов В.С. - специалист по здоровьесберегающим образовательным технологиямКускова Л.В.– врач, зав. отделением функциональной диагностики МУЗ «Городская детская поликлиника №6»;
Соколова О.В. – спортивный врач клуба «Родной край»;
Трушин И.И.- проректор РЦМО, отличник просвещения России, специалист по физическому воспитанию детей.
|