|
Лига здоровья нации за приоритет профилактического и образовательного аспектов оздоровления населения.
|
|
В последнее время Лига проводит в жизнь новое отечественное направление оздоровления населения России – воспитание здоровых людей. Как показали отечественные (Лисицын и другие) и зарубежные (ВОЗ) ученые, риски потери здоровья определяются в основном (более 50%) образом жизни человека, около 20% рисков приходится на наследственные заболевания, примерно столько же - на плохую экологию, и около 10% на риски потери здоровья из-за некачественной медицинской помощи. Очевидно, что только риски наследственных заболеваний практически не поддаются коррекции, экологию и медицину по мере возможностей удается улучшать. Однако образ жизни, казалось бы, практически полностью управляем, человечество накопило достаточно опыта и знаний о том, что сохраняет и что разрушает здоровье, есть достаточное количество специалистов здравоохранения (врачей), а проблема сохранения здоровья с помощью изменения образа жизни людей становится все более острой.
И это объяснимо. К врачам людей вынуждает обращаться болезнь, страдание, нетрудоспособность. При этом заболевшие готовы выполнять предписания врача, тратить деньги на лекарства и лечение, а здоровый человек не только не идет к врачу, но и не очень прислушивается к его советам по сохранению здоровья, особенно если следование этим советам требует каких-то непривычных дополнительных действий, самоограничений. Поэтому врачи при всем желании и квалификации не могут против воли пока еще здорового человека помочь ему изменить его поведение в направлении сохранения здоровья. Им остается одно - дождаться, пока человек «дозреет» до болезни и сам обратится к врачу за помощью.
Известно, что поведением человека руководит «принцип удовольствия», поэтому единственным способом изменить его поведение является формирование (воспитание), прежде всего, у подрастающего поколения, таких здоровых привычек поведения, которые были бы полезными и вызывали еще приятное физическое ощущение (бодрости, полноты жизни) или приподнятого настроения, желания усиленно работать и созидать.
Таким образом, на первом месте должна стоять воспитательная, педагогическая задача сохранения и укрепления здоровья детей (в семье и в школе), при решении которой педагогам и родителям очень важно иметь оперативную объективную информацию о текущем состоянии ребенка, о функциональных резервах его организма, обеспечивающих успешную адаптацию к образовательной среде. Успешная адаптация необходима для нормального развития и учебы, но разные дети имеют разные адаптационные возможности (функциональные резервы), поэтому существенная роль принадлежит мониторингу резервов здоровья.
Периодический мониторинг функциональных резервов организма всех учащихся в школе предполагает большой объем работы, учитывая, что в учебных заведениях тестирование должно проводиться 2-3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Такой объем предопределяет длительность обследования не более 15 мин на школьника, а также выбор соответствующего состава обследования. По уровню индивидуальных функциональных резервов здоровых школьников и сравнению его с результатами социального скрининга по образу жизни, режиму обучения, психологического и информационного воздействия, питанию и двигательной активности принимается решение по коррекции образа жизни и проведение совместно с родителями воспитательной работы по изменению отношения школьника и родителей к здоровью.
Сам по себе мониторинг всего лишь средство для получения некоторой информации, главное – какие управляющие решения могут быть приняты на основе этой информации для достижения заявленной цели – сохранении здоровья учащихся. Педагоги и родители должны использовать результаты выявления снижения функциональных резервов здоровья учащихся, во первых, для включения лиц с низкими резервами в группу риска и направления их на углубленное обследование, а главное – для воспитания здоровых привычек и уменьшения интенсивности вредных факторов образовательной среды, что позволит не только сохранить, но и укрепить здоровье учащихся.
На Западе уже давно поняли, что здоровье здоровых и медицина болезней, как бы она не пряталась за слова профилактика и гигиена здоровья, это принципиально разные направления. Однако суть западного образа жизни и менталитет населения подтолкнули к другому пути решения этой проблемы. Сформировалось массовое фитнес и велнес движения. В Канаде образовано специальное министерство по здоровью здоровых. Стиль западного образа жизни, менталитет трудоголиков, у которых каждая минута нетрудоспособности отнимает деньги, толкает людей к действиям, дающим возможность любой ценой не заболеть. В значительной мере это пришло и к нам, но менталитет населения совсем другой - заболел, дело житейское, медицина нас вылечит, а государство в это время социально защитит. Именно поэтому массовое внедрение фитнес и велнес на российскую почву привело в конце концов к тому, что посещение фитнес клубов стало простой тусовкой, а членство в клубе престижным знаком, который можно приобрести и не пользоваться.
В последнее время Западное фитнес движение в России стало давать сбой. Поток денег на организацию новых клубов и поддержание уже созданных истощается, а достаточно заработать на фитнесе никак не получается. Уже сейчас наблюдается процесс дробления фитнес сетей, распродажи дорогого оборудования. На этом фоне создание недорогих, оснащенных отечественным оборудованием, отечественными методиками кабинетов ЗОЖ- это успешный и заметный рыночный тренд, который нуждается в правовой и организационной поддержки государства, в основном на муниципальном уровне ( Функциональное назначение и состав кабинетов ЗОЖ ). Предложенные Лигой здоровья нации стационарные и мобильные кабинеты ЗОЖ испытаны в школах 19 регионов РФ, в ежегодных акциях «Волна здоровья». Мобильные кабинеты сопровождают массовые акции «10000 шагов к здоровью»
Резюме:
Таким образом, Кабинеты ЗОЖ решают следующие задачи:
• скрининг-оценку функциональных резервов организма человека за 15 мин, что достигается путем применения сложных математических методов обработки коротких записей кардиосигнала в одном отведении, выполнения и быстрой обработки результатов простых тестов сенсорно-моторной реакции, батареи психофизиологических тестов;
• сбор и систематизацию информации о социальных аспектах здоровья населения, т.е., о его образе жизни, семейном и социальном статусе, режиме и интенсивности его труда и отдыха, сложившихся привычках, пищевом поведении, устойчивых особенностях психики (психотипе), что достигается путем социального мониторинга с помощью специальных анкет;
• формирование по результатам обследования индивидуальной всесторонней оздоровительной программы;
• оценка и коррекция фактического питания и пищевого поведения.
Эти задачи в кабинетах ЗОЖ решают инструкторы ЗОЖ - специально подготовленные инструкторы физкультурного профиля, психологи, спортивные нутрициологи. При этом медицинское лицензирование для их работы и открытия кабинета не требуется, поскольку речь идет о сохранении здоровья здоровых немедицинскими средствами.
Кабинеты ЗОЖ должны быть в каждой школе и других образовательных учреждениях - это главная задача муниципальных образований.. Кабинеты ЗОЖ должны располагаться в шаговой доступности к месту жительства. Необходимо обязать застройщиков современного жилья предусматривать место для кабинетов ЗОЖ в строящихся домах и котеджных поселках. Для удаленных малонаселенных мест целесообразно использовать создаваемые в настоящее время Мобильные Кабинеты ЗОЖ.
|
|
|