|
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
|
|
Н.А.ВЕТКОВА,
директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Рязани,
Заслуженный учитель РФ
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
Самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку…
М.М.Пришвин
Адаптивная модель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Рязани является наиболее приемлемой для реализации разработанной нами программы «Школа здоровья», способствующей формированию культуры здоровья и культуры безопасности в учебно-воспитательном процессе. Основная цель программы: обеспечить работников школы, учащихся, родителей необходимой информацией для выработки собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. Наше кредо: компетентный учитель – здоровый ученик.
В реализации поставленной цели программы «Школа здоровья» помогают следующие школьные структурные подразделения: центр медико-психологической реабилитации подростков; центр содействия укреплению здоровья; общественный совет «Спутник здоровья»; медицинская служба; психолого-социологическая служба; логопедическая служба; кабинет психологической разгрузки; кабинет лечебной физкультуры; спортсовет «Будь здоров!»; консультационный пункт врачей-специалистов - родителей школы.
Основные направления управленческой деятельности по сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни:
• учебно-воспитательная работа: введение в учебный план новых предметов, факультативных и групповых занятий; система классных часов, направленных на оздоровление; использование и пропаганда здоровьесберегающих технологий;
• диагностическая работа: мероприятия по выявлению уровня здоровья учащихся; сбор анализов, медосмотры, обследования;
• профилактическая работа: оптимальный режим обучения и воспитания, использование медицинских средств профилактики, витаминотерапия, кислородный коктейль, фитотерапия, зарядка для глаз, двигательная гимнастика;
• коррекционная работа: работа специалистов и ОФК, медсестры, психолога, соцпедагогов, логопедов, консультации для педагогов, родителей, школьников.
Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В нашей школе проводится:
• мониторинг функциональных резервов здоровья школьников и основных факторов образа жизни, влияющих на здоровье обучающихся;
• мониторинг физической подготовленности учащихся;
• комплексный мониторинг, позволяющий выявить различные отклонения функционирования ряда систем организма или нарушения психического здоровья ребенка.
Данные названных мониторингов наряду с анализом успеваемости позволяют определить эффективность разных форм обучения. Это помогает скорректировать образовательный процесс в соответствии с возможностями учащихся.
В школе под руководством ученых Рязанского государственного университета проводится исследование эффективности и практического применения методики инструктора по физической культуре В.М. Гомозова «Оздоровление позвоночника и суставов», позволяющей улучшить энергетику организма с помощью специальных психофизиологических и дыхательных упражнений. Занятия с учащимися, работниками школы, родителями, с жителями микрорайона проводит автор.
Ни одно психолого-педагогическое исследование в школе не остается без внимания администрации, педагогов, медицинских работников. Это всегда повод к размышлению, к действию. Так, мониторинг здоровья учащихся на основе самооценки физического и психического состояния позволил сделать такие конкретные шаги:
• разработка памяток методических рекомендаций по пропаганде здорового образа жизни, поведения несовершеннолетних в трудных жизненных ситуациях (31% учащихся не знают, как вести себя в подобных ситуациях);
• организация Трибуны общественного мнения на темы: «Родители – лучшие друзья!», «Мысли вслух…», «Конфликтные ситуации в семье… Как их разрешить?»;
• составление рекомендаций по работе с родителями, допускающими жестокость в отношениях с детьми (17% респондентов именно так охарактеризовали отношение родителей к ним);
• изменение функциональных обязанностей школьного психолога и социального педагога (только 68,7% подростков знают, к кому и каким образом они могут в школе обратиться за помощью в решение накопившихся проблем);
• проведение доверительных диалогов со старшеклассниками с целью узнать их мнение о назначении классных руководителей и учителей-предметников для создания в коллективе уютной обстановки общего климата, формирующей основу успешной политики в отношении ПАВ (увеличилось число подростков, которые относятся к ПАВ, с одной стороны, с презрением, с другой – равнодушны к ним; терпимость к человеку с наркотической зависимостью проявляют 22% респондентов).
Созданию условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса способствует и выбранное нами направление научно-исследовательской работы педагогов – формирование здорового образа жизни. Научно-исследовательская работа организована по следующим видам деятельности:
1) сотрудничество с ВУЗами с целью научного руководства в создании школьных проектов, программ; научно-практического консультирования; рецензирования научно-исследовательских работ педагогов, организации семинаров-практикумов;
2) использование творческого потенциала учителей (разработка и реализация авторских программ, школьных проектов, технологий, методик; организация временных исследовательских микрогрупп, мастер-классов; презентация опыта работы педагогов);
3) деятельность научного общества учащихся (НОУ) (составление детских проектов; подготовка рефератов; организация работы лекторских групп; участие в научно-практических конференциях).
Педагоги и школьники участвуют в научно-практических конференциях ВУЗов страны, всероссийских форумах, конкурсах, имеют публикации научно-исследовательских работ.
Одним из основных результатов деятельности научно-исследовательской работы педагогов по формированию здорового образа жизни является обновление содержания образования:
• разработаны и успешно реализуются школьные проекты: «Колесо здоровья» (1-4 кл.); «Мой радужный мир» (5-11 кл.); «Безопасность и здоровье»;
• введены новые курсы:
• учебные предметы: «Основы здоровья» (2-4 кл.); «Основы здорового образа жизни и профилактика употребления психоактивных веществ» (9 кл.); «Конфликтология» (10-11 кл.); третий час физической культуры («Плавание» (2 кл.); «Лечебная физкультура» (3-4 кл.); «Оздоровление позвоночника и суставов» (5-6 кл.); скорректированы программы по физической культуре для учащихся 7-8, 10 кл.);
• факультативные занятия: «Основы гигиены подростков» (7-8 кл.); «Здоровье и химия» (10 кл.); «Здоровый образ жизни» (11 кл.);
• групповые занятия: «Психогимнастика» (5-6 кл.); «Основы рационального питания» (6 кл.);
• создан учебно-методический комплекс по пропаганде здорового образа жизни:
• реализуются здоровьесберегающие технологии с использованием элементов методик психодиагностики и комплексной психолого-коррекционной работы с гиперактивными детьми;
• разработан и апробирован журнал «Сведения о функциональных отклонениях у учащихся 1-11-х классов» с соответствующими медицинскими рекомендациями в учебно-воспитательном процессе школы;
• выделены по всем предметам разделы программ, способствующие формированию здорового образа жизни;
• разработаны сборники диктантов по русскому языку «Расти здоровым!» (для учащихся 1-4 кл.), «Твоё здоровье – богатство страны!» (для учащихся 5-11 кл.), по иностранным языкам (английский, французский языки, для учащихся 5-11 кл.).
Школа охотно делится опытом работы по организации и проведению семинаров-практикумов («Методика обучения рациональному дыханию учащихся специальной медицинской группы»; «Методика подготовки и проведения спортивно-интеллектуальных игр «Всё о здоровье»), «Интервью по Вашей просьбе…» («Актуальные вопросы психогигиены и психопрофилактики в детском и подростковом возрасте», «Преподавание в школах курсов, способствующих формированию здорового образа жизни»).
Подготовке педагогического коллектива к работе в режиме «Школа здоровья» способствует разработанная нами программа педагогического семинара «Профессиональная деятельность и здоровье учителя». Актуальность данной программы заключается в новом подходе к теории, практике и организации сохранения здоровья педагога, от которого в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения – будущего страны. В программе рассматриваются вопросы оздоровления педагогов средствами физической культуры и вопросы восстановления здоровья педагогов средствами психологического воздействия; используются различные формы занятий: лекции, коррекционные беседы, психодиагностика, релаксационные упражнения, тренинги. Занятия проводят специалисты: психологи, врачи, социологи, тренеры. Результат обучения – защита рефератов педагогов по теме семинара.
Формирование у родителей учащихся ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей, осознание важности физического воспитания для гармонического развития школьников – одна из задач, решению которой способствует разработанная нами программа родительских университетов «Пусть ребенок растет здоровым». Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: значение режима дня в жизни школьника, рационального питания, взаимоотношений в семье, стилей и методов воспитания, закаливания детей и многое другое. Занятия проводят учителя, психологи, социологи, медицинские работники. Практикум предполагает использование различных форм, таких как «круглый стол», конкурсы, интеллектуальные игры, тесты, просмотр и обсуждение кинофильмов, ролевые игры, «Интервью по Вашей просьбе…», составление различных программ, памяток, способствующих формированию культуры здоровья и позволяющих объединить усилия всех участников образовательного процесса, сделать родителей союзниками в реализации программы «Школа здоровья».
По итогам учебного года проводится общешкольная конференция педагогов, родителей, учащихся на тему: «Этому мы можем научить…» (обмен опытом семейного воспитания, защита рефератов, выпуск стенгазет, брошюр, памяток).
Выбранное нами направление в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья школьников дает положительные результаты: 82% учащихся идут в школу с хорошим настроением, находят эмоциональную поддержку и помощь - 71,3% подростков, помогают приобрести им душевное равновесие друзья и приятели – 75,3%, классные руководители – 64,1%, родители – 48,3%, учителя – 58%, домашние животные – 41,1%.
Накоплен определенный опыт и в организации внеурочной деятельности. В практику работы школы вошли:
• конференции старшеклассников;
• олимпиады по основам ЗОЖ;
• диспуты «Цель твоей жизни, «Игла попадает в цель»;
• конкурсы: инсценировок «Суд над вредными привычками», плакатов и рисунков «Вино входит - ум выходит», «Спортсмен года», сочинений «Твоё здоровье – богатство страны»;
• аукцион идей «Спасибо – НЕТ!», ролевая игра «Я говорю: «НЕТ!»;
• спортивно-интеллектуальные игры «Всё о здоровье»; «Это страшное слово: пожар!»;
• публицистическое обозрение «Мода сезона – здоровье»;
• спортивные праздники в микрорайоне «Богатырская наша сила», «Да, рыцари, да, мушкетёры!»; Дни здоровья, Недели здоровья;
• обмен опытом работы старшеклассников – инструкторов по организации и проведению подвижных игр с учащимися младших классов на перемене;
• организация динамического режима в школе, Дни здоровья;
• совместные спартакиады учащихся, работников школы, родителей.
В школе эффективно организован динамический режим: во время перемен школьники играют в лапту, городки, теннис, волейбол. После уроков учащиеся с удовольствием занимаются в туристическом клубе, драматическом театре «Синяя птица», театре песни «Все звезды», секциях волейбола, баскетбола и тенниса, «Школе выживания». С целью улучшения самочувствия и профилактики различных заболеваний школьников на физкультпаузах, занятиях ОФК, утренней гимнастики используется биомеханический «Тренажер Агашина».
Педагоги школы делают все возможное, чтобы ребенок вырос здоровым. Здоровье – есть функция воспитания, а не лечения, поэтому необходима консолидация всех заинтересованных лиц в общем деле – охране здоровья детей, так как здоровые дети – это здоровая страна.
|