|   | 
 
                      
 
Система экспертизы нагрузок  обучающихся
 
  | 
 
 | 
 
 
  
 
Нами разработана система экспертизы нагрузок, оценки их соответствия возрастным возможностям растущего организма. Она предусматривает обеспечение комплексной диагностики  и  мониторинг  успешности  обучения  и  здоровья.  Диагностика  в образовательном учреждении представляет собой исследование и оценку адаптационных возможностей организма школьника. Теоретической  основой  разработки  системы  экспертизы  нагрузок  к  условиям реализации образовательных программ является  соблюдение следующих принципов организации школьного обучения:
  
 •соответствие учебных нагрузок и педагогических технологий возрастно-половым и индивидуальным особенностям учащихся на  всех этапах обучения;
 
 •соблюдение научно обоснованных гигиенических нормативов (регламентов) параметров, формирующих внутришкольную среду (образовательное пространство) образовательного учреждения;
 
 •обеспечение дифференцированного личностно-ориентированного подхода, учитывающего уровень адаптивных и функциональных возможностей учащихся;
 
 •обеспечение комфортного психоэмоционального состояния учащихся в процессе обучения и оценки результатов освоения основных образовательных программ;
 
 •повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры.
 
 Наши  исследования  показывают,  что  регламентация  образовательных  нагрузок, реализуемых  на  фоне  инновационных  технологий,  должна  выполняться  с  учетом системы  экспертизы.  Только  на  основании  полученных  результатов  возможна коррекция нормативных объемных показателей образовательной нагрузки учащихся в сторону их снижения или повышения.
 
 Методический и приборный арсенал проводимой экспертизы не  может быть строго универсальным и должен формироваться в зависимости от характера учебной нагрузки.
 
 Предпочтение,  естественно,  следует  отдавать  наиболее  экономичным автоматизированным экспресс-методам, позволяющим выявлять характер реагирования каждого  учащегося  на  предлагаемую  ему  образовательную  нагрузку.  Частота  и кратность проведения исследований определяется конкретными условиями.
 
 Создание  системы  экспертизы  предусматривает  обеспечение  комплексной диагностики  и  мониторинг  успешности  обучения  и  здоровья.  Диагностика  в образовательном  учреждении  представляет  собой  исследование  и  оценку адаптационных возможностей организма школьника.
 
 Полученные результаты в ходе проведенной экспертизы могут являться исходными данными  для  определения  функционального  состояния  детского  организма,  для оптимизации  учебно-тренировочного  процесса  и  своевременного  проведения восстановительных  мероприятий,  направленных  на  предотвращение  утомления  и ускорения процессов восстановления после физических нагрузок .
 
 Результаты мониторинговых исследований позволили выявить причины имеющегося состояния здоровья, наметили пути по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
 
 На базе лаборатории «Физиология развития ребенка» проводился:
 
 1.мониторинг функциональных резервов здоровья школьников и основных факторов образа жизни, влияющих на здоровье обучающихся;
 
 2.мониторинг физической подготовленности учащихся;
 
 3.комплексный мониторинг, позволяющий выявить различные отклонения функционирования ряда систем организма.
 
 Приложение 1
 
 Учебная программа оздоровительной и профилактической работы в школе Освобождение системы образования от жестких рамок привычных стереотипов и норм,  появление  новых  степеней  свободы  у  образовательных  учреждений  дали поразительный  толчок  творчеству.  Но  вместе  с  ним  возросла  учебная  нагрузка обучающихся.  Чтобы  решить  это  противоречие,  нужна  программная скоординированная  работа  всех  участников  учебно-воспитательного  процесса, опирающаяся на научно-обоснованные решения и рекомендации. Отчетливо осознавая невозможность решения проблемы в одиночку, школа  всемерно стремится к тесным связям  с  семьей,  общественностью,  организационными  структурами,  старается всесторонне  обеспечивать  преемственную  связь  между  программами  начальной  и средней школы. Учебные программы школ должны предоставлять обучающимся все возможности получения знаний, постижения жизни, приобретения жизненных умений и  навыков,  соответствовать  потребностям  школьников  и  стимулировать  их  к дальнейшему приобретению знаний.
 
 Ожидаемые  результаты:
 
 •внедрение  оптимального  режима  учебного  труда  и активного  отдыха;
 
 •повышение  уровня  физического,  психического  и  социального здоровья обучающихся;
 
 •уменьшение  количества поведенческих рисков, опасных для здоровья;
 
 •повышение  уровня  лечебной  и  профилактической  работы;
 
 •осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
 
 Цель  программы:
 
 •разработка  целостной  социально-педагогической  системы, здоровьесберегающих  технологий  и  применение  их  в  целях  коренного  улучшения состояния  и  качества  здоровья  всех  участников  образовательного  процесса;
 
 •формирование мотивации и ответственности за сохранение собственного здоровья.
 
 Задачи  программы:
 
 •внедрение  современных  методов  мониторинга  здоровья, внедрение новых методов и технологий по реабилитации детей с различными видами нарушений в физическом  развитии;
 
 •разработка мероприятий, которые уменьшат риск возникновения  заболеваний;
 
 •пропаганда  здорового  образа  жизни  (ЗОЖ),  оказание помощи  родителям  по  сохранению  здоровья  детей;
 
 •просвещение  педагогического коллектива по здоровьесберегающим технологиям;
 
 •развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников.
 
 Основные направления деятельности  по сохранению и укреплению здоровья и
 
 формированию здорового образа жизни:
 
 • учебно-воспитательная работа:
 
 -введение в учебный план  новых предметов, факультативных  и  групповых  занятий;
 
 -система  классных  часов,  направленных  на оздоровление;
 
 -использование  и  пропаганда  здоровьесберегающих  технологий;
 
 -формирование валеологического мышления всех участников педагогического процесса (ученик - учитель - родители);
 
 •диагностическая  работа:
 
 -создание  банка  системной  организации  о  состоянии психического,  физического,  нравственного  здоровья  детей  в  школе;
 
 -системный анализ  здоровья  детей  с  целью  последующей  адекватной  медико-психолого-педагогической  коррекции (с участием медицинского персонала);
 
 •профилактическая  работа:
 
 -оптимальный  режим  обучения  и  воспитания;
 
 -использование  медицинских  средств  профилактики,  витаминотерапия, кислородный коктейль, фитотерапия, зарядка  для глаз, двигательная гимнастика, дозированная физическая нагрузка;
 
 •коррекционная работа:
 
 -работа специалистов и ОФК, медсестры, психолога, соцпедагогов, логопедов;
 
 -консультации для педагогов, родителей, школьников.
 
 В ходе осуществления программы предполагается достичь следующих результатов:
 
 •создание  благоприятной  образовательной  среды,  способствующей  сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
 
 •уменьшить  количество  школьников,  имеющих  хронические  заболевания дидактогенного характера (сколиозы, снижение зрения);
 
 •не допустить снижения количества здоровых детей;
 
 •уменьшить количество детей, имеющих болезни органов пищеварения;
 
 •обеспечить повышение умственной и физической работоспособности учащихся;
 
 • выработать у учащихся формы поведения, помогающие избежать опасности для жизни и здоровья.
 
 Результаты  мониторинговых  исследований  позволяют  выделить  причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья учащихся:
 
 •мониторинг функциональных резервов здоровья школьников и оценка состояния здоровья;
 
 •мониторинг физической подготовленности учащихся;
 
 •комплексный мониторинг, позволяющий выявить различные отклонения в организме или нарушения психического здоровья школьника.
 
 Мониторинг  определит  эффективность  разных  форм  обучения,  что  поможет скорректировать  образовательный  процесс  в  соответствии  с  адаптивными возможностями обучающихся.
 
  
      
 
  
 |